Отчет о IX Конгрессе «Подмосковные вечера»
Секция «Интернет вещей»
Андрей Тихонов (Самсунг Электроникс Рус Компани, Директор по корпоративным продажам) открыл свою секцию, посвященную Интернету вещей, с представления участников:
- Дмитрий Алтухов (ИНТЕР РАО ИТ, Управляющий директор)
- Дмитрий Иншаков (PricewaterhouseCoopers, ИТ директор)
- Евгений Колесников (МФТИ, Директор ЦДПО)
- Андрей Кутуков (HP, Директор департамента программных решений)
- Андрей Себрант (Яндекс, Директор по маркетингу сервисов)
- Сергей Федечкин (Ростелеком, Архитектор центра управления данными)
Ведущий продемонстрировал несколько слайдов, демонстрирующих, какое большое влияние на повседневную жизнь могут оказать маленькие, но умные устройства. Также презентация содержала общие данные о бурном росте количества информации, содержащейся в сети — в последнее время, по словам Андрея, все большая доля информации приходится на так называемый «индустриальный интернет».
Вопрос, который ведущий поставил перед приглашенными экспертами: что эти вестники прогресса означают для нас?
Евгений Колесников отметил, что продемонстрированные Андреем данные в первую очередь относятся к сегментам B2B и B2G. В общем и целом ответ Евгения сводился к мысли: успех среди представителей бизнеса ожидает того вендора, который «поймает волну» и возьмет в свои руки контроль подавляющего большинства «умных» устройств.
Кроме того, Евгений предсказал появление новых, энергетически эффективных протоколов передачи данных — ведь горшку с цветком или чайнику не нужно постоянно быть в сети, поглощая энергию для работы сетевой карты.
Андрей Себрант объяснил, что для его компании наблюдаемый прогресс означает в первую очередь появление огромного количества новых источников информации, открывающих обширное поле для деятельности. Например, широко известные сервисы «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Транспорт» получают информацию именно от пользовательских устройств — эти пакеты несут данные о скорости движения и местонахождении смартфонов и планшетов, и алгоритмы провайдера строят картинку происходящего на основании результатов обработки этих данных.
Андрей заметил, что основная препона на пути внедрения по-настоящему эффективных алгоритмов обработки данных, собираемых с «умных» устройств — это люди, руководители, которые не готовы доверить принятие ключевых решений, от которых зависят настоящие деньги, алгоритму — каким бы умным он ни был. Что само по себе удивительно, поскольку алгоритмы, как правило, принимают только те решения, которые диктуют те самые собранные данные.
Кроме того, речь шла и о самих устройствах — по мнению Андрея, основной поток информации в ближайшее время продолжит идти именно со смартфонов, а не с часов, ручек, колец или цветочных горшков.
Дмитрий Алтухов рассказал о своих ожиданиях в части консьюмерского сегмента: решение технологических проблем значительно приблизит появление первых серийных, доступных «умных домов» на рынке. Разумеется, наша специфика значительно отличается от американской, однако прогресс позволяет и нам оборудовать подобное жилье. Это по-прежнему «не мейнстрим», но определенные шаги в этой сфере уже сделаны.
Что же касается энергетического бизнеса, в энергосбытовых компаниях основная ниша — это счетчики электроэнергии. Сейчас они уже снабжены портом для телеметрии, открывающим «поле для внедрения» Интернета вещей, однако в ближайшие пять лет Дмитрий не видит предпосылок к масштабному проникновению технологии.
Сергей Федечкин подошел к вопросу с точки зрения пользователей интернета, рассказав о том, как он проверил на собственном роутере количество входящих подключений и обнаружил порядка 15 устройств. Сперва подумав, что это соседи или еще какие-то «левые люди», чуть позже он понял, что это его собственные гаджеты. Сергей поддержал идею о подключенных электросчетчиках, как возможность увеличить трафик и «дотянуться до клиента». Отвечая на аргументы Андрея Себранта, он заметил, что в его компании уже идет поиск тех точек, где принятие ключевых решений можно было бы безбоязненно переложить на алгоритмы.
Андрей Кутуков сообщил, что все больше B2C-компаний обращаются к нему как к представителю вендора, желая узнать больше о возможностях IoT и о конкурентных преимуществах, которые может дать внедрение подобных технологий в их продуктах и сервисах.
Дмитрий Иншаков рассказал о собственных исследованиях области распространения IoT — как ни удивительно, но лидером проникновения этой технологии является Азия, за которой идет Европа, а только потом уже Северная Америка. Одна из интересных областей применения — гостиничный бизнес, где датчики сообщают менеджеру, есть ли кто-то в номере, и можно ли отправить туда горничную, не побеспокоив постояльца.
Что касается B2B, здесь на российском рынке настоящее «непаханое поле» для Интернета вещей — нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, промышленность, частный и государственный транспорт… Отдельно Дмитрий упомянул страховой бизнес, где датчик страховщика на автомобиле, считывающий данные о стиле вождения, может дать возможность сделать клиенту скидку на основании его статистики безопасного вождения.
Резюмируя свои мысли, Дмитрий сделал невеселый вывод: для IoT в нашей необъятной стране есть множество возможных областей применения, однако общенациональная инертность менеджмента и населения, скорее всего, отодвинет масштабное распространение технологии на неопределенный срок.
Андрей Тихонов продемонстрировал еще несколько интересных слайдов, показывающих паттерны использования «умных» часов — насколько наличие носимой электроники может повлиять на жизнь человека; затем ведущий перешел к рынку B2B, где подобный форм-фактор может стать незаменимым подспорьем в поддержании контроля персонала и в решении ряда других задач.
Аудитория и эксперты затеяли дискуссию о B2C-применении Интернета вещей на примере уже упоминавшегося вопроса электроэнергетики. В дискуссии приняла участие также и Татьяна Фомина (Beeline, Директор по развитию ИКТ партнерств), выступившая представителем стороны сотовых операторов. Основной вопрос обсуждений — как монетизировать B2C-сегмент, если ни энергосбытовая компания, ни оператор связи не хотят нести затраты на подключение каждого отдельного абонента к grid’у?
Дискуссия затронула и connectivity — глубокое проникновение Интернета вещей должно обеспечиваться подобающим протоколом связи, и это будет не WiFi, GSM или Bluetooth. Подходящий энергоэффективный протокол, по мнению экспертов, будет выпущен каким-нибудь небольшим стартапом и окажется обречен произвести революцию на ИТ-рынке.
Касательно B2B Андрей Тихонов продемонстрировал еще ряд слайдов, содержавших взгляд ведущих аналитических агентств на прогнозы по дальнейшему проникновению этого тренда. Мнения аудитории, разумеется, разделились, однако большинство оказалось склонно верить Gartner и IDC.
Завершая дискуссии, эксперты поделились с аудиторией собственными планами касательно Интернета вещей — этот тренд активно развивается и остается многообещающим, поэтому как вендоры, так и потребители ИТ делают на него определенную ставку. Определенно, IoT — один из столпов, на которых будет построено «лучшее будущее».