Отчет о IX Конгрессе «Подмосковные вечера»
Секция «Эффективность»
Секция Алексея Лобачева (НПФ «Благосостояние», Директор департамента информационных технологий) носила название «Эффективность», поддерживая общую тематику Конгресса. Для начала ведущий представил участвующих экспертов:
- Павел Алферов (ИНТЕР РАО ЕЭС, Руководитель центра МЭК)
- Кирилл Дубчак (Независимый эксперт)
- Александр Смирнов (Polycom, Руководитель направления по работе с финансовым сектором)
- Михаил Сусоров (1С, Руководитель направления по работе с корпоративными клиентами)
- Татьяна Фомина (Beeline, Директор по развитию ИКТ партнерств)
Начать дискуссию Алексей предложил с самого определения понятия «Эффективность» — ведь это тренд, как и многие другие, а за названием тренда всегда кроется несколько расплывчатое понятие, имеющее свойство меняться в зависимости от обстановки и специфики конкретного бизнеса.
Кирилл Дубчак напомнил собравшимся азбучную истину: эффективность в ИТ — это в первую очередь адекватное соответствие достигнутых результатов затраченным средствам и усилиям.
Татьяна Фомина заявила, что эффективность она понимает в первую очередь как продуктивность действий, а в чем ее измерять — вопрос весьма специфичный, и для каждой области деятельности существуют свои KPI. С точки зрения оператора связи Beeline рассматривает эффективность, например, через количество клиентов, готовых рекомендовать компанию как провайдера услуг.
Михаил Сусоров привел пример из собственных студенческих времен — в период его обучения в МАИ существовал целый курс по определению эффективности авиационного комплекса, и важнейшим условием было наличие объекта для сравнения. Без точки отсчета определить эффективность крайне сложно.
С точки зрения Кирилла Дубчака эффективность — многофакторный критерий, и для выявления основных критериев необходимо учитывать, к примеру, устоявшуюся модель взаимодействия бизнеса и ИТ. Разумеется, имеет значение и модель самого бизнеса — ведь его требования, в конечном счете, и являются основополагающими движителями развития ИТ в компании.
Александр Смирнов заметил, что в конечном счете эффективность так или иначе измеряется в деньгах, однако формулы ее расчета обычно рассчитывается индивидуально. С его собственной точки зрения эффективность — это способность выполнять необходимые задачи, затрачивая минимум усилий и средств, совмещенная со способностью адаптироваться под меняющиеся внешние условия, продолжая идти в ногу со временем и с рынком.
Михаил Сусоров и Татьяна Фомина привели несколько примеров из опыта, подчеркивающих, что эффективность — сугубо индивидуальный критерий, который ни в коем случае не может быть универсальным.
Павел Алферов продемонстрировал презентацию «Многоликая эффективность», в ходе которой он приводил примеры из опыта работы в компании ТНК-BP, взаимодействия с их CIO и определения возможной эффективности в работе ИТ-подразделений на примере последствий слияния с американской Exxon Mobil.
Затем оратор предложил поговорить об ожиданиях бизнеса от ИТ — в чем они заключаются? Павел предложил определение «Польза с дополнениями», изобразив его в виде треугольника из «Устойчивости», «Эффективности» и «Адаптивности» — в дальнейшем было предложено называть вторую вершину «Ресурсной эффективностью», чтобы не вводить слушателей в заблуждение «определением эффективности через эффективность».
Также докладчик ознакомил аудиторию с разработанной на Западе «теорией комплементарных активов» и предложил несколько моделей применения этой теории на практике, в российских реалиях — для достижения пресловутой эффективности.
Кроме того, презентация Павла содержала и описание конфигураций Генри Минцберга — слушатели получили возможность подробно ознакомиться с каждой и рассмотреть абстрактные примеры их работы.
Основные выводы из доклада были просты и доступны:
- Во-первых, единой концепции эффективности для сферы информационных технологий просто нет, все индивидуально.
- Во-вторых, ИТ-стратегия должна строиться на таком понимании эффективности, которую принял для себя бизнес, а не департамент ИТ.
- В-третьих, ошибка в выборе приоритетов незамедлительно окажет на CIO свой негативный эффект.
Аудитория с энтузиазмом восприняла презентацию, с жаром обсуждая собственные определения эффективности и опыт выстраивания стратегии по ее достижению — как позитивный, так и негативный. Кроме того, многие заметили параллель с секцией Дмитрия Кочурова, касавшейся гибкого подхода к разработке — на сегодняшний день Agile зачастую оказывается наиболее эффективным с точки зрения бизнеса.
Михаил Сусоров предположил, что теперешняя популярность тренда «Эффективность» обусловлена в первую очередь тем, что руководители ИТ начали задумываться о том, что критерии эффективности могут быть определены только тогда, когда станут понятны единицы ее измерения — будь то деньги или какие-либо коэффициенты KPI. Зачастую внешние обстоятельства в современном бизнесе просто не позволяют управлять предприятием, не имея инструментов определения эффективности собственных действий.
Павел Алферов отдельно отметил, что коэффициенты определения эффективности должны быть адекватны существующим реалиям организации: «Существует определенная вероятность того, что принятые в департаменте KPI достигнуты, однако очевидных признаков успешной работы нет».
Кирилл Дубчак заметил на это, что с позиции CIO имеет смысл поставить перед собой задачу разработать упомянутые критерии самостоятельно — пусть даже не декларируя их открыто — и влиять на руководство компании, формируя правильную с точки зрения ИТ организационную структуру. Это непростая задача, но рабочие примеры в практике Кирилла есть.