Отчет о IX Конгрессе «Подмосковные вечера»
Секция Евгения Колесникова (МФТИ, Директор ЦДПО) «50 оттенков Open Data» открылась рассказом ведущего о странностях отношения к данным в нашей стране — статистические данные о важных бизнес-процессах компании, будь она частная или государственная, зачастую объявляются ненужными и попросту удаляются. Секция была посвящена в первую очередь тому, как можно монетизировать так называемые Open Data, и как наладить взаимодействие по покупке/продаже/обмену той или иной открытой информацией.
Первым слово взял Иван Бегтин (Информационная культура, Директор), который вкратце обрисовал предысторию Open Data: термин появился в 2009 году, когда Барак Обама инициировал создание портала data.gov, одновременно с data.gov.uk в Великобритании. Эта инициатива была призвана объединить огромное количество разработчиков, наладить коммуникации с бизнесом и взаимодействие с некоммерческими организациями. Разумеется, сам феномен Open Data существовал и до этого — ему около 50 лет, к примеру, американские деловые биржи регулярно публикуют информацию при поддержке государственной финансовой комиссии.
Иван рассказал, что в России открытые данные тоже уже есть, и их использование регулируется ФЗ №8 (ред. от 04.11.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», так что термин официально закреплен. Механизмы для взаимодействия граждан с чиновниками также есть — не хватает лишь осведомленности граждан об их существовании и принципах работы. По словам оратора, на сегодняшний день в этой области действует принцип «чем меньше шума, тем больше пользы» — компании, которые активно зарабатывают на Open Data, стараются не делать из этого события и не афишировать свои бизнес-процессы. Большинство информации о их деятельности извлекаются из аналитических отчетов и подобных им документов.
Иван привел пример, когда канадская компания выложила в открытый доступ 400 мегабайт данных геологоразведки, предложив за услуги по анализу этой информации приз в $575000. 140 участников из 50 стран разметили на карте 110 предположительных месторождений, из которых на практике подтвердилось больше 80. Стоимость драгоценных руд, скрытых в недрах месторождений, была оценена примерно в $3 млрд. Также оратор привел еще несколько примеров из мира большого бизнеса, когда открытие компанией конфиденциальных данных приносило огромные прибыли, звучали названия компаний Shell, Uber и британской метеорологической службы.
Оратор обрисовал ситуацию с раскрытием информации о государственных процессах для широкой общественности и основные препоны на пути к организации полного и публичного доступа: на сегодняшний день их достаточно много, учитывая общую постсоветскую тенденцию закрывать любые мало-мальски важные данные; к тому же среди упомянутой широкой общественности есть множество лиц, которые не преминут использовать раскрытые данные в целях, далеких от благонамеренных. Поэтому государственные органы настаивают на соблюдении определенных «правил игры» — соглашений о приватности и тому подобных вещей, что в корне противоречит доктрине Open Data.
Микрофон взял Андрей Себрант (Яндекс, Директор по маркетингу сервисов) заметил, что сейчас вопрос заключается в создании модели, которая устроила бы всех участников обмена — на сегодняшний день не существует сценария, согласно которому соблюдались бы интересы каждого.
Андрей предположил, что для принятия доктрины Open Data нация нуждается в неком «питательном бульоне», в котором могло бы вариться множество стартапов — тогда было бы несложно доверить критичные сервисы этому «бульону», и в том случае, если одна коммерческая организация «роняет» одну из услуг и не может больше ее поставлять, на ее место тут же встает другая. Удачный пример использования данных — пресловутые Яндекс.Пробки. Если на отдельно взятой улице система не регистрирует затруднений движения, но при этом близлежащие базовые станции сотовых операторов показывают перегрузку — это повод пересмотреть поступающие данные, «там явно пробка».
Эксперты обсудили возможные точки применения принципов Open Data в России — подобных точек оказалось куда больше, чем можно было бы себе представить, от B2C до нефтегаза и электроэнергетики. Кроме того, обсуждался также и специфический менталитет наших сограждан, препятствующий открытию информации и ее верному использованию.
Евгений Борисов (ФРИИ, Заместитель директора) рассказал о точке зрения человека, работающего со стартапами — чтобы построить услугу, должен быть рынок. Собеседники привели в пример Google и Yandex, открывавшие свои поисковые системы практически в полном вакууме и без каких-либо рабочих моделей монетизации — все это появилось лишь годы спустя.
Дискуссия затрагивала и вопросы защиты персональных данных, обрабатываемых алгоритмами крупных компаний — их безопасность не выбивается из доктрины Open Data, однако поверить в это не так просто, а объяснить пользователям — еще сложнее. После этого эксперты перешли на обсуждение расплывчатого и нечеткого на данный момент понятия «персональных данных», которые пока что рассматриваются в зависимости от ситуации и контекста.
Евгений Колесников напомнил коллегам, что дискуссия об Open Data — это в первую очередь разговор об открытой для деятельности области, которая ждет своих первопроходцев. Здесь кроется вполне достаточная прибыль, чтобы начать активно развиваться в этом направлении.